Данное понятие обозначает характерную личностную позицию детей, выросших в дисфункциональных и алкоголизированных семьях (Войтиц, 2002; Поттер-Эфран, 2002).
Самосаботаж – это психологический феномен, характерный для лиц, относящихся к категории ВДА («взрослые дети алкоголиков»).
Саботаж, как социальное явление, предполагает преднамеренное невыполнение своих обязанностей или обязательств.
Любопытно, что этимологически слово саботаж происходит от французского saboter («стучать башмаком»). Именно своим деревянным башмаком французские ткачи (первая половина XIX века) могли блокировать ткацкий станок, или стучать по нему, выражая свое несогласие или сопротивление условиям организации труда. С теми же целями французские мельники блокировали деревянными башмаками мельницы, протестуя против условий, диктуемых землевладельцами.
Очевидно, что деревянный башмак, будучи распространенными во многих регионах Европы, были частью повседневной одежды простолюдинов – крестьян, рабочих, моряков, торговцев. Именно поэтому саботаж – это явление социальных низов, как форма активного протеста. И направленность такого протеста в социальном контексте понятна.
Иначе выглядит самосаботаж, как психологическое явление. Если это форма протеста, то возникает вопрос – протест против чего и с какой целью? Генерализация беспокойства, как последствие самосаботажа – та ли это психологическая плата, которую субъект готов заплатить за свое психологическое сопротивление!? Насколько допустима такая плата? И, самое главное – за что человек платит эту цену?
Самосаботаж и спровоцированная им тревога, закономерно снижают продуктивность личности, удовлетворенность, успешность и уровень персональных достижений. Когда речь заходит о самосаботаже, скорее мы должны говорить о пассивном сопротивлении собственным изменениям. Субъект блокирует активность и пассивно откладывает возможность и необходимость действия и собственной внутренней трансформации.
ГТ выражает сопротивление против проживания и принятия собственных потребностей и глубоких чувств. Возможно, в этом звучит отрицание некоторых своих потребностей, реализация которых попадает в ситуации «двойной ловушки» – когда потребность имеет место быть, но ее осуществление наталкивается на барьер внутреннего запрета, недовольства, самоотрицания, на чувство никчемности, беспомощности и бессилия. Такую ситуацию можно выразить одной фразой: «Я хочу этого, но я не готов что-либо делать для того, чтобы желание осуществилось». Тогда, генерализация беспокойства – это один из феноменов, коморбидной составляющей которого выступает сопротивление изменениям (несмотря на неудовлетворенность жизнью, присутствующую на фоне ГТ) и пассивно-маннипулятивная установка на то, чтобы другие обеспечили реализацию (хотя бы частичную) некоторого объем собственных потребностей.