3 Тема - 1 Ступень
Спонтанные образы, абстракции и каракули
Значительный объем арт-терапевтических техник связан со слабо структурированными или даже «хаотичными» техниками, создаваемыми спонтанно, при минимальном включении сознательного контроля и предсказуемости. Это техники, которые можно назвать «автоматическими», в том смысле, что они основаны на спонтанности и некоторой психической стереотипности воспроизведения образов. В их основе лежит воспроизведение элементарных графических форм, лишенных ясно читаемой образности и конкретности. В них отсутствует ясно читаемое смысловое значение, и они отражают бессознательную динамику личности.

Данные техники генетически и исторически связаны с формами современного искусства (модерн, авангард) развивавшиеся на протяжение XX века, особенно его первой половины (20 – 30-е годы) и послевоенного периода (40 – 50-е). В частности, речь идет о способах создания и воспроизведения образов, имевших место в рамках дадаизма, сюрреализма, абстрактного сюрреализма и абстрактного экспрессионизма, тошизма, «наивного искусства» и art-brut.

Метаанализ указанных художественных направлений позволяет выделить ряд ключевых положений, которые, фактически представляют собой методологическое обоснование метода каракулей.

Методологические основания метода:
  • отрицание/преодоление символических порядков актуальной (репрессивной) культуры и стереотипных (невротических) социальных шаблонов;
  • упрощение образа в репрезентации состояний, чувств, идей, отношений, мотивов и желаний;
  • спонтанность экспрессии, «снимающая» ограничения когнитивных паттернов и схем эмоционального реагирования;
  • случайность, определяющая возможность проявления бессознательных аналогий и вытесненных потребностей (влечений);
  • иррациональность, воображение и абстрактность, связь спонтанной художественной экспрессии с динамикой сновидений, галлюцинаторность;
  • раскрепощение творческого потенциала за пределами оценочных суждений;
  • бессознательный автоматизм, повторяемость, стереотипность и арнаментальность, как технический прием производства образов;
  • возможность любых художественных вариаций, отсутствие технических ограничений и стандартов в способах воплощения образов;
  • телесное включение в процесс, экспрессивность, раскованность, актуализация игровой активности;
  • фрагментация, разрыв, визуальный распад вещей/состояний/мыслей на составляющие;
  • возможность пластической трансформации любого образа на любом этапе работы, отсутствие стабильной, неизменной форму.
Техническое обозначение этих техник обобщается понятием «каракули». Их вариаций и прикладных контекстов может быть множество. Каракули как технический прием допускает разнообразные способы конкретной реализации. Каракули характеризуются пластичностью и изменчивостью, которая заложена в самой их природе. Они не имеют структурности и отличаются процессуальностью. Они могут длиться бесконечно долго, поскольку вариации графического и цветового «хаоса» неисчислимы. Если опираться на математические аналогии, то каракули это бесконечно длящаяся в пространстве и во времени точка с непредсказуемой траекторией; ограничения ее динамики связаны лишь с границами, задаваемыми пространством листа, но даже в этом случае множественные наслоения позволяют этой точке длиться и вычерчивать бесконечные линии. Эта длящаяся и наслаивающаяся друг на друга бесконечность линий постепенно приводит к уплотнению структуры каракулей и к повышению монотонности образа. Сплошная монотонность цветовой гаммы и пластических линий может быть интерпретирована как сверхплотные каракули, лишающие символическое пространство основы (листа бумаги, холст) пустот и свободного пространства. Цветовая или структурная монотонность каракулей сопровождается функциональным ответом со стороны психики, где формируется состояние монотонии, определяющее один из терапевтических механизмов влияния каракулей на психику и восприятие человека. Речь идет не только о способности каракулей нечто экспрессивно выразить в случае ситуативного усиления аффекта, например агрессию, гнев, раздражение, но и постепенно погасить аффект через монотонную однообразность графических и цветовых элементов.

С формальной точки зрения, понятием «каракули» мы объединяем группу техник, предполагающих создание неструктурированных, спонтанных и «хаотичных» образов.

Каракули являются классической порогопонижающей и слабоструктурированной техникой. Они связаны со спонтанным воспроизведением графических и цветовых форм. Процесс не предполагает на начальном этапе рефлексии – требуется лишь создавать «мазню», «грязь», «хаос», «пачкать бумагу», «пробовать материалы», исследовать графические, цветовые и фактурные (связанные с типом бумаги) возможности художественного материала.

Слабоструктурированные техники с точки зрения того, «как они работают», характеризуются следующими особенностями:
  • они понижают порог сопротивления терапевтическому процессу, анализу и трансформации проблемной ситуации;
  • они способствуют ослаблению психологических защит, что помогает раскрыт скрытый потенциал личности;
  • они пробуждают вытесненные чувства, потребности и желания;
  • они способствуют отреагированию подавленных состояний и травматического опыта.
В процессе создания каракулей человек может позволить себе быть «неловким», «грубым», «некрасивым», «резким», «бесконтрольным», «неаккуратным», «примитивным», «медленным», «рассеянным» и «непредсказуемым». В его действиях в значительной степени присутствует случайность и непреднамеренность. В ответ на вопрос «почему у вас так вышло?» или «почему все выглядит именно так, как выгляди?», мы можем услышать – «я не знаю, так получилось само». И это будет правильный и адекватный ответ. Оно действительно получается практически само по себе. Мы отпускаем, постепенно растормаживаем свою двигательную и творческую активность, и неструктурированные образы рождаются автоматически, при минимальном контроле со стороны критического разума.

В самом общем виде инструкция к каракулям может звучать примерно так: «Отпустите ваше внимание, отпустите контроль за рукой и своими действиями, позвольте процессу длиться столько сколько потребуется, рисуйте бесконечно длящиеся линии, они могут прерываться в любом месте и в любой момент, и затем снова продолжаться также в любой месте, пусть возникнет то, что возникнет, даже если это будет напоминать бессмысленный хаос». Такая крайне «абстрактная» инструкция может вызвать замешательство, но, если оно возникнет, тем лучше. Замешательство – это хороший фон для создания чего-то непредсказуемого и слабооформленного. Поскольку в замешательство попадает наш критический разум – привычная логика и целесообразность оказываются скорее помехами в создании каракулей. И, попадая в замешательство, наше Я способно не заметить момент начала проявления наших бессознательных предпосылок и факторов. В процессе создания хаотического образа мы допускает актуализацию автономного процесса, который разворачивается за пределами нашего Я и сознательного контроля. В каракулях, в большей или меньшей степени, присутствуют отголоски автономных бессознательных структур. Погружая собственное Я в замешательство, мы, тем самым, растормаживает более глубокие слои психики и, соответственно, те процессы, которые скрыты от «дневного сознания» и находятся в тени нашего разума, т. е. там, где скрывается потенциал нашей самореализации.

Каракули – это неструктурированные и не нагруженные точными значениями спонтанные образы. Они выступают базовыми формами экспрессии и отсылают наше восприятие к опыту раннего детства. Фактически первые наши художественные экспрессии представляют собой каракули – это лишенные очевидного смысла нагромождение кривых линий, окружностей, ломанных и прерывистых черт.

Первичность каракулей создает символическое основание и пробуждает фантазию о возможности начать что-то заново, создать новое основание для будущего или обновить жизненные планы.

Мифологическую основу каракулей составляет идея хаоса, из которого может родиться новое желание, новый смысл или новая цель.

Мы можем допустить, что такого рода техники как раз и направлены на то, чтобы найти доступ к тем процессам, которые происходят в бессознательном, или дать возможность проявиться заблокированной нашими защитами психической энергии. Каракули – это техника, которая направлена на выражение бессознательного (латентного) потенциала психической энергии. Состояние монотонии, о котором мы писали выше, тормозит именно психологические защиты и при правильном управлении состоянием человека в процессе спонтанного творчества, в момент ослабления сопротивления и защитных механизмов, мы можем актуализировать потенциал заблокированных чувств и потребностей, прикоснутся к подавленным компонентам внутренней реальности – вытесненным и забытым идеям, целя, мотивам и смыслам.

Когда речь идет о том, что каракули – это порогопонижающая техника, то имеется в виду, что понижается порог сопротивления и возрастает чувствительность к тому, что скрыто з маской равнодушия, безразличности, отрицания или покоя, т. е. к нашему скрытому потенциалу.

Создавая хаотичные и абстрактные образы, мы не заботимся о том, будут ли они гармоничными, понятными, предсказуемыми, насколько они будут соответствовать ожиданиям и социальным стереотипам, получат ли они одобрение или нет. Оценочность работы заведомо исключаются, о чем заранее сообщается. Клиент может пачкаться, рисовать руками, подключать экспрессивную жестикуляцию и звуковое сопровождение. При этом возможно постепенное погружение в процесс, когда создается не один, а серия рисунков, где каждый последующий раскрывает новые грани экспрессии, становится более спонтанным и более выразительным. Добавляются наплывы и «дисгармоничные» смешения (если это краски), или грубая, множественная и разноцветная штриховка (если это мелки). Если изображение создается руками, то постепенно мы можем наблюдать растормаживание моторики, она становится более экспрессивной, проявляются внутренние импульсы, которые проецируются в художественный образ. Такое изображение по своей природе телесно, в определенной мере оно является продолжением процессов, происходящих в теле.

Экстернализация через каракули бессознательных импульсов, желаний и эмоций, на этапе создания образа не предполагает рефлексии, однако это не означает, что обсуждение можно исключить из процесса, ограничившись только экспрессией. С нашей точки зрения, процесс аналитического обсуждения ни менее важен, нежели процесс художественной экспрессии. Обсуждение позволяет вскрыть латентное содержание образа, которое конечно же имеет место быть, несмотря на всю визуальную хаотичность, бессистемность и кажущуюся бессмысленность. На этапе обсуждения результатов и полученного опыта следует к ним отнестись осознанно и внимательно, описывая свои переживания, впечатления и ассоциации. Такого рода экспрессия актуализирует скрытый потенциал чувств и состояний, воспоминаний, отношений, подавленных эмоций, т. е. всего того, что требует осознания и реинтеграции.

С феноменологической точки зрения (М. Бетенски) мы можем говорить о том, что:
  • каракули обладают определенной структурностью;
  • в них могут быть обнаружены фигуры и скрытые образы;
  • в них присутствует сложная динамика фигуры и фона.
Структура каракулей помогает восприятию клиента «распознать» предполагаемую фигуру или скрытый образ. Такой «распознавание» области с определенным контуром наделяет ее формой и потенциальным смыслом. По мере того, как автор находит все больше и больше фигур и обозначает больше границ, между фигурой и фоном или между личностью и окружающим миром, возникают разнообразные сложные взаимоотношения, отражающие присутствующие в реальной жизни отношения.

«Фигура» может быть внешней и внутренней. Во внешнем плане в качестве «фигуры» выступает выделенный из художественного фона визуальный образ. Во внутреннем плану «фигура» – это внутренний образ, представление, состояние, причина, идея, цель, потребность, желание. Внутренняя «фигура» – это «контрастное» переживание, приобретающее осознаваемое значение.

Контур найденной фигуры – это граница между фигурой, и в переносном значении, это граница между личностью и окружающей средой/другими людьми, или внутренняя граница, между смыслом и бессмысленностью, между Я и другим во мне, между сознательным и бессознательным.
Спонтанные техники имеют ряд форматов, в которых они могут быть использованы:
  • 1
    Во-первых, это стандартный формат индивидуальной работы, когда арт-терапевт и клиент развивают терапевтический альянс, создают и совместно исследуют образы, и посредством их проработки достигают тех или иных терапевтических эффектов. Техника каракулей может реализовываться и в формате диалога между участниками группы. Этот формат может быть применен также в работе с детьми/подростками, особенно в том случае если ребенок испытывает трудности в вербализации своего опты – если его речь блокирована травмой, сопротивлением или страхом.
  • 2
    Техника каракулей может быть использована в работе с семьей, как способ коррекции взаимодействий внутри семейной системы или как средство диагностики состояния семьи.
  • 3
    Техника каракулей может быть использована в групповом формате, когда группа/микрогруппа создают совместный спонтанный образ. Это целесообразно делать для снижения группового напряжения, для повышения энергии в группе, для группового сплочения и на завершающем этапе работы группы как своего рода символический финал группового процесса.
Как любой технический прием в психотерапии, спонтанные, слабоструктурированные техники реализуют ряд терапевтических механизмов:
  1. обеспечивают понижение порога восприятия внутренних процессов и порога готовности к реагированию на них;
  2. способствуют растормаживанию психики, в частности преодолению сдерживающих спонтанную экспрессию внутренних барьеров и сопротивления;
  3. способствуют регрессу поведения и актуализации творческого потенциала;
  4. формируют состояние монотонии, способствующее снижению выраженности деструктивных или «токсических» аффектов;
  5. способствуют эскалации заблокированного аффекта и обеспечивают возможность аффективного сброса (катартической разрядки);
  6. служат средством разрядки соматического напряжения;
  7. позволяют контейнировать эмоциональное напряжение;
  8. обеспечивают реализацию символического процесса, связанного с бессознательными побуждениями.

Работа с каракулями в арт-терапии допускает несколько взаимосвязанных стратегий:
  • их непосредственное, или прямое, использование, когда мы спрашиваем клиента «что ты в этом видишь?» или «что ты чувствуешь, глядя на это?», «о чем ты думаешь, когда рассматриваешь свои каракули?», «что сейчас в твоем теле?»;
  • более углубленное исследование, связанное с аналитическим процессом, когда мы углубляемся в «скрытое» содержание каракулей.

С нашей точки зрения, после первичного воспроизведения впечатлений от работы, целесообразно переходить к аналитическому исследованию каракулей.

По мере аналитического обсуждения следует обратить внимание на то, как менялся характер образа по мере выполнения заданий, в ходе «расширения» графической и цветовой формы каракулей, как менялось, настроение, переживания, какого рода был соматический ответ на каракули.
Аналитические вопросы:
  1. Каким было ваше первое впечатление, когда вы услышали инструкцию? Что вы подумали об этом? Что вы почувствовали?
  2. Что вы почувствовали, создавая эти образы?
  3. Наблюдалась ли смена настроения или чувств в связи с развитием и трансформацией, усложнением или упрощением образа?
  4. Как менялись ваши каракули?
  5. Обратите внимание на то, какие чувства и эмоции отразились в образе. Можно ли провести аналогию между элементами рисунка и собственными переживаниями?
  6. Какие ассоциации у вас связаны с теми или иными абстрактными образами? Как вам кажется, о чем эти образы, что они выражают?
  7. Что вы чувствовали в начале и что вы чувствуете сейчас, после завершения рисования?
  8. Хотелось ли вам побыстрее прекратить рисовать ил постепенно вы втянулись и хотелось продолжать? Как вы думаете почему?
  9. Какие вы использовали графические приемы?
  10. Что вы чувствуете относительно выбранных вами цветов?
  11. Что вы сейчас чувствуете?
  12. О чем вы сейчас думаете?
  13. Что вам вспоминалось?
  14. Что бы вам сейчас хотелось сделать?
  15. Что видится в каракулях? На что это похоже? Что напоминает? О чем это для вас?
  16. Какие элементы собственного образа Я присутствуют в структуре каракулей? Что в них похоже на вас, напоминает вас? Что скорее противоположно и не свойственно вам? Что удивило? Что показалось странным? Что испугало? Что вызвало воспоминания?
  17. В случае «объемных каракулей» – чем отличаются элементы рисунка на разных плоскостях художественной основы? Какие грани личности отражаются в графических образах? Насколько образы гармоничны между собой? Присутствует ли характерная разница между образами на внутренней и внешней стороне основы? То, что изображено на скрытой стороне материала, отражает ваши скрытые стороны? Возможно в них отражаются ваши теневые качества?
  18. Присутствует ли в образах скрытый конфликт и противоречие? Возможно ли обнаружить и прояснить это противоречие?
  19. О чем вам говорят контрасты в образах? Есть ли в них гармония либо они конфликтны?
  20. Линии и то, как вы их изобразили характеризуют ли особенности ваших психологических границ? Как именно?
  21. Присутствуют ли в каракулях конкретные образы, которые вы могли бы обозначить? На что это похоже? Какие чувства они у вас вызывают?
Базовая графическая основа для каракулей

Основа для изображения каракулей предполагает, что есть центральное пространство для визуального и графического исследования спонтанных образов и есть часть листа, где клиент может записать свои ассоциации, метафоры, мысли и чувства.
Материалы, рекомендуемые для работы

бумага формата А4, А3, А2, А1 (в зависимости от характера работы), фактурная бумага (картон, гофрированная, упаковочная, акварельная), цветные карандаши, мелки (сухая пастель, восковая пастель, уголь, сангина, сепия, графит), цветные мелки (масляная или восковая пастель), краски (акварель, гуашь), масляные краски, кисточки разных размеров, бумажные коробки, бумажные пакеты, дополнительные художественные средства (например, мягкая глина, пластилин, ткань, нитки, растительные материалы, клей, мастихин, деревянный шпатель, и пр.).
Практики

«Простые (монохромные) каракули»

Процесс работы над образами начинается со стандартной белой бумаги и монохромных мелков (сангина, сепия, уголь, графит), клиенту предлагается некоторое количество плотных белых листов бумаги и на выбор несколько мелков определенного качества, графические характеристики которых он может попробовать, создав серию спонтанных образов, являющихся в его представлении каракулями и бессмысленной «мазней».
Инструкция:
«У вас есть 15 – 20 минут в течение которых на нескольких листах бумаги нарисуйте образы, которые, кажутся вам бессмысленными каракулями. Не беспокойтесь о их качестве и о том, насколько они хорошо и красиво выглядят, а также о том, насколько вы правильно все делаете и точно ли вы следуете инструкции. Старайтесь создавать их спонтанно, не задумываясь о смысле и целях данного процесса. Не заботьтесь о скорости возникновения образов, попробуйте создать некоторые быстро, другие медленнее и не торопясь. Наблюдайте за собой и за своими спонтанными побуждениями. Изображайте то, что вам хочется и так, как вам хочется. При этом, прислушивайтесь к своим внутренним импульсам и ощущениям, к тем мыслям, чувствам и образам, которые будут возникать у вас по мере рисования. Завершив один образ, вы может взять другой лист бумаги и создать новый образ».
После создания серии работ и разных типов каракулей обсуждается разница в ощущениях, в восприятии полученных образов, отношение к ним, анализируются ощущения динамики процесса, ассоциирующиеся с образами эмоции, чувства и мысли. Что видится в каракулях? – усложнение или, наоборот, упрощение, повышение структурности или ее понижение, усиление осмысленности и внимательности, потребности в контролируемости, либо усиление спонтанности и импульсивности, возможно в ходе создания каракулей возникали трансовые эффекты и как человек себя чувствовал при этом?

«Цветные каракули»

Используя различные по цвету мелки на различных типах бумаги создаются цветные каракули, при этом перед клиентом не ставится задача изобразить что-то конкретное и понятно; скорее наоборот, речь идет о том, чтобы уйти от конкретики и очевидной предметности в область абстракции и бессодержательности. В данном случае реализуется графический эксперимент, где различного типа линии совмещаются с различными оттенками. Каракули не только графические, но еще отражают цветовую экспрессию, имеющую ассоциативную связь с эмоциональной сферой. Поэтому в этом типе каракулей мы можем наблюдать более интенсивное проявление эмоционального ответа на характер спонтанных образов. Каракули создаются цветными мелками или цветными карандашами.
Инструкция:
«В вашем распоряжении цветные карандаши/мелки и различные типы бумаги. Вам необходимо с их помощью создать спонтанные образы, не ограничивая и не сдерживая свою экспрессию. Данные образы должны представлять собой каракули, то есть нечто спонтанное, хаотичное и ни на что не похожее. Не заботьтесь о том, насколько они красивы и есть ли в них смысл. Создавайте их так, как вам приходит в голову. Пробуйте различные способы изображения – быстро, медленно, со штриховкой, и не опасайтесь экспериментировать. Используйте различные цветовые оттенки. Выбирайте цвет интуитивно, не задумывать о своем выборе, тот, который вам в данный момент хочется. Спонтанно выражайте себя, прислушиваясь к внутренним импульсам и побуждениям, обращайте внимание на свои чувства, которые рождаются в ходе рисования. Завершив один образ, вы может взять другой лист бумаги и создать новый образ».
В ходе изображения, клиент может попробовать создать различные типы каракулей, придумать «авторские» способы и «техники» изображения. Обсуждая результаты работы, следует обратить внимание на то, как «пересекаются» различные цвета, какое впечатление это производит на самого автора рисунка, насколько цвета сочетаются гармонично либо наоборот – контрастно, как пересекаются линии, какова степень хаотичности и заполненности пространства спонтанными формам много ли остается свободного места на листе? Так же следует обратить внимание на то, присутствуют ли общие характеристики в образах, сходство, цветовые и графические противоречия – с каким настроением и с какими чувствами они ассоциируются, на какие размышления наталкивают, с какими отношениями, процессами или событиями жизни оно могут быть связаны.

«Акварельные каракули»

Инструкция:
«В вашем распоряжении лист плотной бумаги, акварельные краски и несколько кисточек различного размера. Выберете кисточку, с помощью которой вам хотелось бы начать создавать образ – она может быть толстой, средних размеров или тонкой, также она может быть жесткой или более мягкой. Дальше, используя акварельные краски, выберите подходящий цвет, или несколько цветов, с которых вам хотелось бы создавать абстрактный образ. Создавая неструктурированные образы, используйте спонтанное и хаотичное смешение красок, создавайте разводы и линии, исследуйте возможности контрастов и полутонов, обратите внимание как краски смешиваются и какие оттенки получаются вследствие их смешения. Обращайте внимание на собственные чувства и мысли по мере создания образов».
Цвет и оттенки подбираются интуитивно.

Стоит обратить внимание на размер кисточки, с которой участник начал создавать изображение. Возможно ее выбор также имеет значение для человека – если ему сразу хотелось создать крупные штрихи, либо наоборот, более тонкие и аккуратные линии.

Красками создается спонтанный образ, допускающий возможность смешения, перетекания красок, обозначения границ, цветовых пятен, точек, линий и «разводов».

Объектами анализа выступают цветовые контрасты, степень хаотичности и цветовой «грязи», границы между оттенками, случайные растекания краски, степень «плотности» или «прозрачности» образов, штрихи и характер линий.

При работе с красками возможны вариант, допускающий ограничения по выбору цвета, например рисунок только черным и красным/белым цветом (дают ощущение контраста), или только синим и красным, желтым и зеленым, желтым и синим, черным и желтым − это может служить своего рода провокацией, актуализирующей скрытый эмоциональный фон и усиливающей эмоциональную динамику.

«Экспрессивный хаос»

Данный вариант техники предполагает совмещение художественной и двигательной экспрессии.
Инструкция:
«Вам необходимо взять большой лист плотной бумаги (А2/А1) и несколько мелков (цветных или однотонных). Создайте на бумаге образ, одновременно рисуя левой и правой рукой. Следуйте за своими спонтанными побуждениями. В какой-то момент вы почувствуете своего рода медитативное, легкое трансовое состояние. Обратите внимание на то, как постепенно будет снижаться степень вашего контроля за рисунком, и линии сами будут рождаться вне вашего сознательного усилия. Не думайте над тем, есть ли в этих образах какой-то смыл или нет. Сделав первый рисунок, вы можете создать еще несколько композиций, пробуя разные способы и стили изображения. Пусть ваши движения будут экспрессивными. Совместите процесс рисования с импульсами, рождающимися в вашем теле. Следуйте за ними, создавая спонтанные образы».
Прислушавшись к своим ощущениям, фоновым звукам, спонтанно возникшим воспоминаниям из прошлого, ярким образам, плавными движениями начинают создаваться графические формы.

По мере рисования двигательная экспрессия и художественная выразительность образа нарастают. Рекомендуется обращать внимание на возникающие чувства, потребности, желания. Следует их не отвергать, но идти за ними, выражая чувства, идеи и побуждении на бумаге.

Можно порекомендовать создание нескольких абстрактных композиций, используя различные выразительные средства и технические приемы: цветные или монохромные мелки, растирание меловых крошек руками, медленные медитативные движения либо импульсивные и «взрывные».

Следует обращать внимание также на дыхание и голос. Клиент может в какой-то момент начать «звучать», произнося спонтанно рождающиеся в ходе рисования слова и звуки. Они могут звучать стереотипно и задача ведущего/терапевта поддерживать не только художественную или двигательную экспрессию, но и звуковую.

Данная техника может стимулировать развитие трансового состояния, в связи с чем следует обращать внимание на тех участников в группе, либо на индивидуальную склонность клиента к погружению в транс и к потере контроля. Контроль за процессом не должен теряться полностью, он должен всего лишь ослабевать. Стоит обращать внимание на их текущее состояние и при необходимости обеспечивать возвращение к базовому состоянию.

Изображение каракулей с помощью угля позволяет дополнять образ изображениями, созданными посредством растирания мелков руками по бумаге.

Аффективные каракули

Каракули и другие варианты работы с абстрактными образами, позволяют исследовать и прорабатывать аффективную сферу личность, область переживаний и чувств. В особенности это касается кризисных состояний, с которыми не всегда удается легко и самостоятельно справиться. Исследование эмоциональной динамки в данных техниках может быть часть тренинга эмоциональных навыков или служить задачам исследования особенностей эмоционально интеллекта.
Инструкция:
«Возьмите лист бумаги и разделите его на сектора как показано на схеме. Каждый сектор будет посвящен одному эмоциональному состоянию. Используйте цветные мелки, карандаши или краски. Изобразите в виде каракулей спонтанные образы, которые могли бы служить проекциями следующих состояний:
  • тревога,
  • отчаяние,
  • гнев,
  • покой,
  • радость,
  • ….
Для шестого сектора вам необходимо подобрать самостоятельно то состояние, которое для вас сейчас актуально, либо вы хотели бы выразить. Наблюдайте за тем, как будет меняться ваше настроение по мере прорисовки и какие ассоциации у вас будут возникать».
Мы рекомендуем использовать 6 секторов, но их может быть больше или меньше в зависимости от актуальных задач, характера и направленности терапевтического процесса.

«Трансформация желания в цель»

В данной технике мы исследуем возможности трансформации образа, ассоциирующегося с внутренним замешательством, неуверенностью в себе, беспокойством о будущем, чувством неопределённости, с потребностями и желаниями, которые наталкиваются на внутренние сомнения, страхи и сопротивление, с конфликтными переживаниями. Задача техники заключается в том, что мы по мере трансформации визуального образа приходим к трансформации внутренних ограничений в осознанную цель.

Мы исходим из предположения, что наш «внутренний субъект», не всегда принимаемый нами сознательно, уже знает, чего мы хотим и к каким целям стремится наша душа. Поэтому мы отталкиваемся от идеи доверия к себе даже в том случае, если не до конца себя понимаем.
Инструкция:
«Возьмите лист бумаги, расположите его перед собой горизонтально и мысленно разделите его две относительно ровные части, ак это показано на схеме. В левой части листа изобразите цветными мелками, красками или цветными карандашами хаотичный образ, который ассоциируется у вас с чувством внутреннего замешательства, неуверенности, тревоги, конфликта или скрытыми потребностями. Изображайте этот образ последовательно, интуитивно выражая через графический и цветовой хаос все ваше замешательство. Данный образ пусть будет не совсем спонтанным – прислушивайтесь к вашему чувству замешательства и руководствуйтесь им. Рисуйте не быстро, намеренно себя ограничивая в скорости изображения. После того, как образ будет завершен, опишите здесь же внизу ваши чувства и содержание внутреннего конфликта или замешательства. После этого приступайте к его трансформации. В правой части листа, опираясь на графические элементы предыдущего рисунка создайте образ, который будет у вас ассоциироваться с вашей внутренней целью и с достижением желаемого результата. Этот образ будет также абстрактным, но пусть в нем появится центр и большая структурная упорядоченность. Еще раз обратите внимание на то, что новый образ должен стать центрированным и должен соответствовать вашим эстетическим предпочтениям. Пусть он ассоциируется с целью в решении внутреннего конфликта или с целью, способствующей преодолению внутреннего конфликта и замешательства. Изображайте новый образ таким, чтобы он вам нравился. После завершения рисунка опишите ниже вашу цель/цели, возможно некоторые ключевые задачи, которые будут способствовать достижению цели и ваши чувства, связанные с будущим результатом».